Каждому из нас на протяжении жизни приходится решать те или иные задачи. И каждому хотелось бы уделять их решению минимум времени, получая максимальный результат. Как это сделать? Используя пирамиду логических уровней.

Люди видят свою жизнь или свои цели на разных уровнях — окружения, поведения, способностей, убеждения, миссии. Это и есть те самые пять уровней. Для начала стоит вкратце рассмотреть каждый из них.

5 логических уровней

 

  1. Уровень окружения

Первый уровень – это окружение. Этот уровень отвечает на следующие вопросы: что, кто, где, когда, с кем, у кого.

  1. Уровень поведения

Второй уровень – это поведение. Уровень, отвечающий на вопрос «что делают?» Это все, что связано с деятельностью человека, его движением.

  1. Уровень способностей

Третий уровень – это способности. Этот уровень отвечает на вопрос «как?» Это уровень источников и направления движения, знаний и опыта, которые стоят за человеком.

  1. Уровень убеждения и ценностей

Четвертый уровень – это убеждение и ценность. Это ответы на вопросы: зачем, для чего, почему.

  1. Уровень миссии

Пятый уровень – это уровень миссии. Это ответы на вопросы: кто я, кто я для семьи, кто я для социума, кто я для профессии, для общества. И, соответственно, кто я для планеты. Это самый высокий уровень, которого способны достичь не многие.

Интересно то, что он многим и не нужен. Для того, чтобы выйти на этот уровень, нужен определенный калибр человека. И этот калибр развивается в зависимости от стадии личностного роста. Собственно,  тренинги и коучинги личностного роста этим и занимаются. Они как раз занимаются увеличением этого калибра человека, который сможет уже себя видеть и вывести на уровень миссии.

Как работает пирамида уровней?

Сейчас мы даже можем не говорить о том, как попасть на 5-й уровень. Мы сейчас можем использовать эту пирамиду для того, чтобы понять, как нам решить какую-то задачу или проблему, которая у нас стоит. Как это делается? Делается следующим образом: задача или проблема может быть решена, поднявшись на два уровня выше по этой пирамиде.

Правило в следующем:

Проблема не может быть решена на том уровне, где возникла. Она может быть решена поднявшись на два уровня выше.

Поэтому, для примера, давайте возьмем привычку опаздывать, которая находится на уровне поведения. Соответственно, для того, чтобы решить и устранить эту проблему нам надо подняться на два уровня выше. Это уровень убеждения и ценности. Какие убеждения работают у человека, что он позволяет себе опаздывать? Какой сбой произошел у него именно на уровне ценностей, что он на более низком уровне действия опаздывает? Бывает, что человек, например, не любит себя и таким образом он получает любовь в виде порицания, поощрения или обращает на себя внимание, когда опаздывает. Это происходит на подсознательном уровне. В итоге он — в центре внимания. То есть, так повышается его ценность для него же.

 

Пирамида-Dilts

И  когда с человеком мы прорабатываем этот вопрос, у  него самооценка повышается, он получает ценность, он получает внутренний ресурс любви к себе. И, соответственно, ценность для него меняется. Ценным уже становиться не получение этой недостающей любви, которая теперь у него есть, а поддержание её к себе, поддержание своей самоценности, своего слова, выполнение обязательств и обещаний.  И тогда “быть вовремя”- становится проявлением этой любви.

Еще одни наглядный пример — трудности с изучением иностранного языка. Это уровень способностей. Это третий уровень. Для того, чтобы решить эту проблему нужно подняться на два уровня выше, то есть мы попадаем на уровень миссии. И смотрим, какую миссию человек для себя будет выполнять. Какую роль он для себя представляет , когда будет знать иностранный язык. Например, это может быть роль человека, который изучает иностранную культуру, или культуру страны носителей этого иностранного языка. И знакомит с этой культурой читателей. То есть, примерив на человека роль просветителя, можно вывести его на новый уровень и решить проблему с изучением иностранного языка.

В частности, если бизнес-тренер освоил российское пространство, то ему самое время начать нести свои знания в англоговорящие страны. Опять же, это миссия учителя и просветителя. То есть с этой миссией можно посмотреть на эти способности и уже получить тот ресурс, ту энергию, которая даст ему возможность этот язык выучить.

Если это бизнес и язык для бизнеса, тоже поднимаемся на уровень миссии и смотрим, что с помощью языка, например, владелец компании может принести своему бизнесу. Предположим, бизнес выходит на международный уровень. Он производит сейчас какие-то вещи здесь в России и, предположим, ему нужно выйти на экспорт. На экспорт он может выйти, только изучив этот язык и общаясь с партнерами из-за рубежа на нормальном уровне, на котором его понимают. Соответственно, он выведет продукцию на рынок. Это получается своего рода миссия по несению через свою продукцию или услуги света в этот мир.

По такой схеме можно разобрать практически любую проблему человека, любую стоящую перед ним задачу. И тогда решить их будет намного проще. У человека появится мотивация и внутренний ресурс для решения задач.

Share This