I. Лайф- Коучинг

за штурвалом

ОТ ВООБРАЖАЕМОГО К РЕАЛЬНОМУ

  • Сны видят все. Когда мы спим, мозг перетасовывает дневные впечатления, смешивает их с сопутствующими мыслями и эмоциями, словно безумный картежник, пы­тающийся сдать себе выигрышный расклад. Сны могут туманно намекать на прошлое, неясно нашептывать о будущем. Они усугубляют наши затруднения и преду­беждения — в снах воображаемое, метафорическое становится реальным. Но сны — нечто гораздо боль­шее. Во сне мы вовсю пускаем в ход воображение, вы­ходя за пределы собственного бытия в куда более об­ширный мир, где возможно многое и мы не ограничены теми картами, которые сдала нам реальная жизнь. Можно по собственной воле вытащить любую, самую немыслимую карту и изменить весь расклад. Сны «вы­нимают» нас из нас же самих. Каждая перемена в жиз­ни начинается с мечты (или сна) — мы даем волю вооб­ражению, чтобы «намечтать» себе наилучший вариант будущего.

Так какое отношение коучинг имеет к снам (и мечтам)? Он связан с переменами, с их созданием. А коуч — кудес­ник таких перемен, из-за плеча заглядывающий в ваши карты и подсказывающий, как выиграть при имеющемся раскладе, или меняющий правила игры, а то и подбирающий игру получше. Перемены берут начало в мечтах (и снах) о чем-то лучшем. Реализовав одну мечту, мы смотрим впе­ред и снова мечтаем. За каждой мечтой следует новая.

БОРЬБА ЗА СВОБОДУ

Коуч не только кудесник перемен, но и борец за свободу.

Свобода бывает двух видов: свобода от и свобода для. Чтобы работа была продуктивной и доставляла ра­дость, необходим и отдых. Это — свобода от, свобода не делать чего-то.

Другой вид — свобода для, свобода что-то делать. Осво­бодившись от одной ситуации, можно делать что-то дру­гое.

Коучи работают с обоими видами свободы. Они помога­ют клиентам освободиться от неудовлетворительных или неприятных ситуаций. А затем открывают перед ними вы­бор и возможности.

Знать своего врага в лицо

Итак, коуч вместе с клиентом борются за свободу. А про­тив кого? Кто враг-то? Кто мешает тем переменам, кото­рых так жаждет клиент?

Врагом, по большей части, является привычка. При­вычное мышление, привычные действия. Привычки, ко­торые со временем так прочно окопались в нашем созна­нии (и подсознании), что с трудом поддаются изживанию. Все привычки играют роль своего рода ценностей, иначе они не стали бы привычками. Но времена меняются, и привычки перестают соответствовать нашим целям.

Привычки мы поддерживаем самыми разными способа­ми. Даже приспосабливаем к ним свое окружение. Люди ждут от нас предсказуемых поступков и потому обращают­ся с нами вполне предсказуемо, чем только укрепляют на­ши привычки. Привычки подобны круиз-контролю в ав­томобиле — задают определенную скорость в определен­ном направлении. Тогда водитель может уже ни на что не обращать внимания. А вот чтобы изменить скорость и нап­равление, внимание приходится обратить. Стоит только изменить привычку, и на ее место тут же встанет другая, которая поведет вас по иной дороге, в ином направлении.

Коуч занимается теми привычками, что сдерживают клиента, порой ведя против них партизанскую войну, по­рой атакуя впрямую. Коучинг меняет жизненное направление клиента постепенно, внося небольшие изменения. Но со временем эти незначительные изменения суммиру­ются, и количество переходит в качество.

Смена направления

Представьте свою жизнь как движение по дороге. Куда она ведет — неизвестно, но пейзаж приятен. Через неко­торое время, вы обнаруживаете, что движетесь по кругу. Выжидаете, но все повторяется снова и снова. И тут на до­роге появляется развилка. Собственно говоря, развилки-то и прежде попадались постоянно, просто вы их не заме­чали. А если и замечали, то игнорировали, пока до поры до времени вам было комфортно на основной дороге. Однако теперь рядом коуч, чтобы держать вас в непрерывной го­товности. Вы изменяете направление, пусть и самую ма­лость. Идете по другой дороге, которая пока лишь ненам­ного отличается от первоначальной.

И тут возникает искушение подумать: «Ха! Стоила ов­чинка выделки!» Может быть, оно и верно, перемена пока ничтожна. Но чем дольше и крепче вы за нее держитесь, тем дальше отойдете от прежней своей дороги. А через год окажетесь совершенно в других краях. Так и будет, даже ес­ли вы ограничитесь той единственной переменой.

Конечно, чем значительнее перемена в направлении, тем быстрее и радикальнее изменится окружающий пейзаж. Однако он станет другим даже при малейшем изменении, если только вы будете упорны в нем. Стойко придерживай­тесь этого нового пути, пусть старый может призывать вас обратно соблазнительными обещаниями знакомых удобств. «Знакомое зло, — станет нашептывать он, — луч­ше незнакомого». А есть ли на новом пути вообще зло?

Какова же роль коуча в этом процессе? Он делает три вещи:

1. Показывает вам путь.

2. Предоставляет варианты и помогает выбрать новую дорогу.

3. Помогает придерживаться выбранного направления.

Жизнь вообще представляет собой последовательность мелких решений. Множество незначительных вроде бы из­менений, скопившись, в какой-то момент оборачиваются разительной переменой. Каждое принятое нами решение либо удерживает нас на том же привычном и удобном пу­ти, либо ведет к тому, чего мы действительно хотим. Коучинг-то и помогает принять нужное решение.


II. Организационный и  Executive (ЛПР-лица принимающие решения) коучинг

            «Коучинг – это искусство содействовать повышению эффективности, обучению и развитию другого человека»

(Майлз Дауни/MilesDowney, основатель Совета по наставничеству и коучингу).

            Практика доказала, что на сегодняшний день коучинг — это наиболее эффективный метод работы с людьми. Он наиболее востребован в случае, когда руководитель исчерпал или считает нецелесообразным применение директивного подхода к управлению. Руководителю, который ставит своей целью развитие высокоэффективной и динамично развивающейся компании, коучинговые технологии предоставляют возможность:

  • повышения производительности труда сотрудников, и, как следствие, возрастания конкурентоспособности компании в целом;
  • стимулирования инициативности сотрудников;
  • развития и эффективного использования творческого потенциала персонала;
  • развития приверженности сотрудников, которая является результатом процесса «сшивки» целей Компании с собственными целями сотрудника;
  • развития системы нематериальной мотивации.

В последние годы результаты исследований в разных странах мира все больше подтверждают эффективность коучинга. Так, по данным мониторинга, недавно проведенного компанией Manchester Inc. (США), инвестиции в коучинг старшего менеджерского состава окупаются практически в 6 раз (ROI составляют 590%). По итогам деятельности организаций, регулярно заказывающих коучинг для руководителей высшего уровня, было выявлено улучшение следующих показателей:

  • Производительность труда (в 53% случаев);
  • Качество работы (в 48% случаев);
  • Качество обслуживания клиентов (в 39% случаев);
  • Уменьшение количества претензий клиентов (в 34% случаев);
  • Удержание ключевых сотрудников благодаря коучингу (в 32% случаев);
  • Сокращение затрат (в 23% случаев);
  • Прибыльность бизнеса в целом (в 22% случаев).

В апреле 2009 г. были опубликованы результаты исследования, проведенного компаниями PriceWaterhouseCoopers и Association Resource Center для ICF. В опросе принимало участие 2200 клиентов из 64 стран мира. Одной из задач исследования было оценить возврат на инвестиции (ROI). Медиана ROI составила 344%, то есть полученная выгода в 3,44% раза превышает инвестиции. Среди корпоративных клиентов медиана составила 700% (выгода превышает вложенные средства в 7 раз).

Также эффективность коучинга подтверждают тенденции обучения, выявленные в «Ежегодном обзоре обучения и развития за 2009 год» (2009 annual Learning and Development Survey), составленном CIPD:

  • 90% компаний используют коучинг как метод обучения;
  • Руководство 51% организаций считает коучинг ключевым элементом развития;
  • Несмотря на кризис 70% предприятий сохраняют или увеличивают инвестиции в коучинг, и только 20% сокращают свои расходы в этой области.
Share This